Иван купала

Этот праздник — Иванов день (7 июля) — широко отмечается всеми европейскими народами. На Украине он известен как день Ивана Купалы и является одним из важнейших народных праздников, восходящих своими истоками к седой древности языческих времен.

Праздник справляется ночью, обязательно жгли костры, пели и плясали вокруг них, прыгали через огонь, купались или обливались водой, плели венки, собирали травы.

На сосуде-календаре IV в. «из земли полян» этот день выделен особо — двумя крестами. Праздник тесно связан с летним солнцеворотом и был посвящен летнему богу Купале — божеству изобилия.

У праздника был массовый характер — участвовали все. Существует множество поверий о чудесных явлениях, происходивших в Ивановскую ночь с растениями. Считалось, что деревья в эту ночь разговаривают и даже переходят с места на место. Повсеместно утверждали, что в эту ночь папоротник расцветает чудесным огненным цветком, и к тому, кто сумеет достать цветок, откроются все клады, он будет сильным, будет понимать язык животных и птиц и т.д.

Наделение растительности чудесными свойствами в купальную ночь связано с периодом ее наивысшего расцвета, цветения. Именно поэтому днем или вечером под Ивана Купала повсюду собирали травы — целебные и чародейные — для ворожбы.

За травами и цветками для венков девушки шли утром накануне Купалы. При этом обязательно рвали полынь, так как считали, что ее боятся ведьмы и русалки. Полынь носили при себе, вплетали в венки, втыкали в стены домов и коровников, ставили у дверей, чтобы загородить путь ведьмам.

Важное место в купальской обрядности занимало обрядовое дерево, оно было центром, вокруг которого совершались основные действия. Дерево срубали накануне праздника. Чаще всего брали черноклен, иногда березу, вербу, а позднее, в XIX веке, вершины или ветки плодовых деревьев — вишни, сливы. Дерево украшали венками и цветами, а позже на него вешали также разноцветные ленточки, иногда даже свечи.

На Украине купальское дерево называли Мореной (МарЕной, Марой), т.е. именем древнеславянского божества тьмы, смерти, зимы. Иногда называли дерево и Купало, Купайло, просто «гiльце». Кроме дерева, делали еще и куклу (чаще из соломы), одевали ее в женское платье, покрывали платком, надевали монисто и сажали под деревом — это была Купала.

В изготовлении Морены, ее украшении и установке на месте празднества преимущественно участвовали девушки, иногда им помогали парубки (рубили дерево), но обычно их роль была в другом: они пытались отнять у девушек дерево и разломать его, а девушки этому препятствовали.

Около дерева раскладывали костер — обязательная принадлежность этой ночи. Делали это на возвышенном месте, в середину втыкали шест с надетым на него колесом, который поджигали, или надевали на шест горящую солому. Костер был как бы земным подобием солнца. Кроме того, огонь издавна служил и средством очищения. Через костры перепрыгивали, чтобы очиститься перед началом жатвы, а также, чтобы быть здоровыми, набраться сил. Позже это стало гаданием: девушки и парубки прыгали через костер парами, взявшись за руки. Считали, если руки у них не разойдутся, значит, они поженятся.

Благодаря своей красочности и веселью Купала был любимым праздником украинской молодежи.